Статьи

Несущие большепролетные конструкции в нашей стране – немного истории

НЕСУЩИЕ БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ – НЕМНОГО ИСТОРИИ

Началом долгого пути клееных деревянных конструкций в нашей стране можно считать 1973 год. Именно в этом году началось их массовое производство. В сравнительно небольшие сроки производство клееных деревянных конструкций (КДК) было налажено на 25 заводах, общая годовая производительность достигала 100 тыс. м3. В СССР КДК широко использовались при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения, общественных зданий, складов минеральных удобрений и др. строений. К самым известным примерам использования КДК в СССР можно отнести реконструкцию бассейна «Чайка» и строительство деревянного моста в р-не Лосиного острова, на 102 км. от МКАД.

КЛЕЕНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПОСТСОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА

К сожалению, в последние годы существования СССР и в постсоветские времена производство клееных конструкций было практически сведено к нулю. Перспективная отрасль была практически утрачена. Потребности в клееной древесине удовлетворялись за счет импорта что, соответственно, негативно сказывалось на стоимости и экономической целесообразности. Пиковым стал 1997 год, когда в России прекратилось производство клееных деревянных конструкций.
К счастью, это продлилось недолго и, начиная с 2000 года, российская клееная древесина начала вновь появляться на отечественном рынке. Быстрому выходу из кризиса поспособствовало сразу несколько факторов:
  • Кадровый потенциал отрасли.
  • Научно-технический потенциал страны, наличие собственных разработок.
  • Инвестиции в отрасль, количество которых постоянно нарастает наряду с ростом интереса к клееной древесине, переоборудованием и появлением новых производств.
Всё это позволило возродить традиции производства российских КДК и, более того, превзойти показатели времён СССР. В настоящее время клееные деревянные конструкции выпускает более 50 заводов, многие из которых оборудованы для производства большепролетных конструкций длиной до 100 и более метров, в т. ч. и криволинейной формы. Причиной роста популярности стал целый ряд технических и экономических факторов, а также существенное повышение качества и стойкости изделий. Но не всегда всё было так гладко.

ПРОБЛЕМЫ ВОЗВЕДЕНИЯ КЛЕЕНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Современная техническая эффективность пришла далеко не сразу. В 70-е годы прошлого столетия не было нужного опыта ни у проектировщиков, ни у производителей и строительных организаций. Часто случались ошибки в конструировании, нарушения в процессе производства, транспортировки или хранения. Всё это приводило к преждевременному выходу из строя КДК, рекламациям и авариям.
Чаще всего разрушение конструкций, подвергающихся изгибу и изгибу со сжатием происходило в первые месяцы после установки. Основная причина аварий заключалась в недостаточной сдвиговой устойчивости материала по причине трещин и непроклееных участков в швах и параллельных им плоскостях. Разрушение, как правило, происходило в два этапа:
  • Появление сдвига в середине высоты сечения или по иным плоскостям, где имелось расслоение.
  • Разрушение от изгиба.
Для предотвращения этого были разработаны соединения на вклеенных, в т. ч. и наклонно вклеенных, стержнях. Они стали использоваться во всех изгибаемых и сжато-изгибаемых конструкциях и практически исключили одну из основных проблем ранних КДК — отказ по причине недостаточной прочности к сдвигу. Так же как и закладные детали в железобетонных конструкциях, наклонно вклеенные стержни обеспечили надежную анкеровку закладных деталей и надежность узловых сопряжением.
В дальнейшем были разработаны и успешно внедрены V-образные анкера, ещё больше повысившие надежность клееных деревянных конструкций. Во многом благодаря этому они сумели завоевать свою нишу на отечественном и мировом рынках, опровергли мнения скептиков о недостаточной надежности КДК при строительстве капитальных сооружений. Активное использование КДК постепенно становится нормой современного российского и мирового строительства, предоставляя огромные перспективы создания легких, прочных и красивых зданий.