ВСЕ О МОСТАХ
Все про мосты - имеющаяся информация в открытых источниках, опыт строительства сооружений мировой известности, нормативные требования к мостовым сооружениями, а также практический опыт нашей компании по возведению деревянных и металлических мостов.КЛАССИФИКАЦИЯ МОСТОВ:
Материалы и конструкцию для строительства мостов подбирают исходя из назначения сооружения, они делятся по роду обращающихся к ним подвижных нагрузок на:
- автодорожные – предназначенные для пропуска всех подвижных транспортных средств на автомобильных дорогах
- железнодорожные – служат только для железнодорожного движения
- пешеходные – назначение их ограничено только передвижением пешеходов
- городские – под автомобильное, трамвайное и пешеходное движение в городских условиях
- совмещенные – для пропуска одновременно и железнодорожного и автомобильного транспорта
- специального назначения – для пропуска кабелей, трубопроводов и пр.
Дополнительными условиями может служит матрица окружающего ландшафта, архитектурный ансамбль территории, природные условия и факторы бережного отношения к окружающей среде.
Другие виды искусственных сооружений, аналогичные мостам, выполняющие функции постоянной или временной переправы:
- мосты высокого типа – расположены высоко, настолько, чтобы пропускать высокие воды, ледоход, не препятствовать сплаву и судоходству. Рассчитывается это просто – возвышение низы пролетных строений над уровнем высоких вод или над расчетным судоходным уровнем должно быть не меньше высоты судоходного габарита для этого водоема.
- низководные мосты не способны пропускать высокие воды и при проходе паводков затопляются или разбираются. Еще их возводят для устройства кратковременного сообщения между берегами.
- разводные мосты имеют специальный разводной пролет для пропуска мостов. Размеры пролета принимают исходя из требований судоходства. С одной стороны экономия средств – низкий мост дешевле в строительстве, но надо приготовиться к тому, чтобы ждать конкретного времени для прохода судов, а также временных ограничений автомобильного и пешеходного движения непосредственно по мосту.
- трансбордеры, мостовые паромы обустраивают для пересечения широкого водного пространства. При пересечении многоводных рек часто используют паромные переправы – это совсем просто:
1. Построить пристани на двух берегах
2. Запустить между ними паром
- путепроводы организуют для пропуска дорог, расположенных на разных уровнях.
- эстакады тоже мостовые конструкции. Они должны находиться на такой высоте, чтобы низлежащее пространство можно было использовать для любых целей – проезда транспорта, прохода пешеходов и т.п. Распространенный вариант в городах.
- виадуки возводят в случаях замены высокой насыпи, исключая большой объем земляных работ. Актуально его строительство при глубине пересекаемого препятствия, например оврага - 20-25 м.
Небольшое видео с площадки: один из этапов монтажа пешеходного моста из гнутоклееных клееных балок в Ленинградской области через реку Охта.
СИСТЕМЫ МОСТОВ.
Их различают исходя из статической схемы основной несущей конструкции пролетных строений: арочные, балочные, рамные, висячие.1. Арочные. Опорные реакции, вызываемые вертикальной нагрузкой в них действуют на опоры наклонно и раскладываются на вертикальные и горизонтальные составляющие. Горизонтальные называют распором. Под действием вертикальной нагрузки арка работает на сжатие и изгиб. Распор арки передается опорами или может быть воспринят затяжкой.
2. Балочные. Здесь пролет при действии на него вертикальной нагрузки работает на изгиб и передает на опоры вертикальное давление.
3. Рамные. Опоры жестко связаны с пролетными строениями, образуя единую конструкцию. При действии вертикальной нагрузки опорам и фундаментам рамных мостов передаются как сжимающие усилия, так и изгибающие моменты.
4. Висячие. В них ванты (стальные канаты) перекрывают пространство между опорами. Работают они на растяжение и поддерживают балку жесткости, на уровне которой находится проезжая часть. Ванты передают своими концами наклонные усилия, которые воспринимает балка жесткости или специальные анкерные опоры.
Статические схемы могут быть применены разные, в деревянных применяют подкосную систему – балка, подпертая подкосами. Сочетания балочной и арочной системы можно применять в металлических конструкциях мостов.